|
· · ФГОС: Нормативно-правовые документы ПРИКАЗ О создании рабочей группы по приведению ООП НОО, ООО и СОО в соответствии с ФООП
ПРИКАЗ Об организации перехода образовательных организаций на обновлённые ФГОС среднего общего образования n2a.pdf ПРИКАЗ Об утверждении дорожной карты по разработке основных образовательных программ НОО, ООО, СОО в МБОУ СОШ 3 на основе федеральных образовательных программ n5a.pdf
Федеральный и региональный уровни
Муниципальный уровень Приказ УО №73 от 19.01.2022 «Об организации работы по введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Каневского района» Приказ УО № 1246 от 07.10.2021 "Об организации перехода образовательных организаций на новые ФГОС начального общего и основного общего образования" Нормативно-правовые документы Аналитическая справка от 15.10.2021 № 1 Аналитическая справка от 5.11.2021 № 2 Аналитическая справка от 12.11.2021 № 3 Аналитическая справка от 17.12.2021 № 4 Аналитическая справка от 21.01.2022 № 5 Протокол заседания рабочей группы от 25.12.2022 № 1
· Методические материалы Обновленный ФГОС-2021: вектор движения от нормативного к выдающемусяФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса. ОБЩИЙ ОБЗОР ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС НОО И ФГОС ООО с 01.09.2022 г. Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты(далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно): Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. ОБНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОО И ООО 1. Вариативность Пункт 6. Приказа № 286 Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. ФГОС НОО Пункт 5. Приказа № 287 Министерства просвещения России № 287 от 31.05.2021 г. ФГОС ООО 2. Планируемые результаты В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные. 3. Метапредметные и личностные результаты Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. В новых ФГОС УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. 4. Пояснительная записка к Программе 5. Содержательный раздел Программ В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать: • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей; • программу формирования УУД; • рабочую программу воспитания. Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ. 6. Рабочие программы педагогов Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий. 7. Рабочая программа воспитания Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (ФГОС ООО) 8. Программа формирования универсальных учебных действий По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО) 9. Предметные области и предметы 10. Объем урочной и внеурочной деятельности
Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года. 11. Особенности обучения детей с ОВЗ 12. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. В том числе электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 13. Деление учеников на группы 14. Информационно-образовательная среда 15. Оснащение кабинетов 16. Обеспечение учебниками 17. Психолого-педагогические условия 18. Повышение квалификации педагогов Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО) Методические видеоуроки Методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования. Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. Ссылка на весь перечень видеоуроков (единое содержание общего образования) -https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
|